РОСАГРОПРОМ - новости аграрной России

Из-за кризиса и коронавируса спрос на органику не будет расти так, как мы ожидали

Опубликовано От Надежда Седова

Генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга» Елена Яшаева рассказала Национальному органическому союзу о перспективах органического производства в условиях кризиса, а также поделилась мнением об объемах господдержки, необходимой производителям.

Думаю, нужно выровнять условия, при которых работают представители классического сельского хозяйства и органического производства.

Во-первых, нужно дать дотации производителям органики на сертификацию, о которой я упомянула выше. В классике сертификации нет, а в органике есть, поэтому будет честно выровнять существование этих разных типов сельского хозяйства. Сертификация – затратная процедура, не только уже существующим, но и новым органическим компаниям, которые только входят в этот рынок, непросто осилить эти затраты.

Во-вторых, в классике есть дотации на покупку химических удобрений. Надо дать органикам дотации на закупку биопрепаратов и биоудобрений.

Кроме того, необходима так называемая погектарная поддержка, особенно в период конверсии. Ее надо увеличивать в 3-5 раз по сравнению с классической поддержкой, для предприятий, которые захотели перейти от классического сельского хозяйства в органическое и вошли в переходный период, который занимает 3 года. Такое предприятие уже начинает производить органическую продукцию, а это сильнозатратное производство, но продавать вынуждено сначала как классическую продукцию, поэтому много теряет в этот период. В Германии, например, в первый год такого конверсионного периода дотация от государства составляет около 500 евро на гектар земли, во второй год  300 евро с небольшим, в третий год чуть больше 200 евро с небольшим.

Еще одна нужная поддержка – политровая поддержка (из расчета на литр молока). Ведь когда предприятие переходит в конверсию и начинает производить органическое молоко, у него на 30% падают надои, и расходы надо компенсировать. Поддержка в течение трех лет должна быть в 3 раза выше, чем в классическом сельском хозяйстве.

Органическое производство направлено на потребителя с достатком средним и выше среднего. Экономический кризис, кроме непосредственно эпидемии коронавируса, тоже повлиял на ситуацию. Допускаю, что спрос на органику не упадет, но и не будет расти так, как мы это ожидали. В начале 2020 года, когда в России начал действовать закон об органическом производстве, увеличение спроса пошло. Люди начали понимать, что органика — это всерьез и надолго, что это имеет под собой уже и законодательную основу, что это можно подтвердить на научном уровне. Но кризис внес свои коррективы. Сейчас мы находимся на стабильном объеме производства.

Если коронавирус не сильно ударит по достатку тех людей, которые стремятся к здоровому образу жизни, то да, спрос будет расти, и наш холдинг «АгриВолга» к этому, конечно же, готов. Сейчас все те 40% нашего органического сырья, который выпускает наш завод из общего количества молочной продукции, стопроцентно востребовано. Уже сейчас нам есть куда расти в органическом производстве. А пока плавно будет повышаться спрос на органику, мы будем постепенно увеличивать наше поголовье и увеличивать объем нашего органического сырья.

Пока производители органики в России замыкают весь цикл производства на себе, так делаем и мы, потому что пока слабо развита сфера переработки органики. Это влияет в том числе и на цену органической продукции, так же, как отсутствующие государственные дотации. Маленькое количество производителей органики также сказывается на объемах и цене органической продукции (сейчас в России около 100 органических производителей). Когда эти факторы изменятся, вырастут объемы органической продукции, одновременно начнет снижаться ее цена, а это будет способствовать развитию всего сектора органического производства и влиять на повышение спроса на органику.

Сегодня по объему производства именно молочная органическая продукция занимает первые места, это довольно перспективная сфера, поэтому мы уверены, что наш сектор вырастет.

Автор: Елена Яшаева, Генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга»

Источник: agro.ru

Надежда Седова
sedova222@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *